Методические рекомендации
«Организация деятельности дошкольных образовательных
организаций в условиях введения федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования в 2014-2015 учебном году»
I. Нормативные документы, регламентирующие
содержание
деятельности дошкольных образовательных учреждений
-Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
-Закон РФ от 29 декабря 2010 года № 436 – ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;
-«Национальная доктрина образования» (утверждена
Правительством РФ 05.01.2000 г.);
-Указ Президента РФ от 07.05.2012г.№ 597 «О
мероприятиях по реализации
государственной социальной политики;
-Указ Президента РФ от 07.05.2012г.№ 599 «О мерах
по реализации
государственной политики в области образования и
науки;
-Указ Президента РФ от 07.05.2012г.№ 606 «О мерах
по реализации
демографической политики Российской Федерации»;
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. № 761 «О
национальной стратегии
действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»;
-Распоряжение Правительства РФ от 17.02.2011 №163-р
«О концепции
Федеральной целевой программы развития образования
на 2011-2015годы »;
-Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2012
года № 2620-р «Об
утверждении плана мероприятий («Дорожной карты»)
«Изменения в отраслях
социальной сферы, направленные на повышение
эффективности образования и
науки»;
-Распоряжение правительства РФ от 22 ноября 2012
года № 2148-р «Об
утверждении Государственной программы «Развитие
образования» на 2013 – 2020
годы»;
-Постановление Правительства Российской Федерации
от 5 июля 2001 г. №505 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных
услуг»;
-Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый
Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998
года;
-Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17
октября 2013 года № 1155 - «Санитарно эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 г. Москва от "Об утверждении СанПиН
2.4.1.3049-13-
Постановление Правительства РФ от 18 апреля 2012 года
№ 343 «Обутверждении правил размещения в сети интернет и обновления информации
обобразовательном учреждение»;
-Приказ Министерства образования и науки РФ от
27.10.2011 года № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении»;
-Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 года
№ 300 «О признании
утратившим силу постановления Правительства РФ от
12.09.2008 года № 666»;
-Письмо Департамента государственной политики в
образовании Минобрнауки России от 25.11.2009г. №03-2391 «О стимулировании
внедрения современных моделей дошкольного образования»;
-Письмо Департамента государственной политики в
образовании Минобрнауки России от 27.01.2009г. №03-132 «О методических
рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования
детей старшего дошкольного возраста»;
-Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2010г.
№01/9618-0-32 «О
рекомендациях об организации семейных
воспитательных групп»;
-Письмо Департамента общего образования Минобрнауки
России от 17.11.2011г.
№03-877 «О реализации приказа Минобрнауки России от
20.07.2011г. №2151»;
-Письмо Министерства образования РФ от 21.03.03.№
03-51-57 ин/13-03.
«Рекомендации по организации приема в первый
класс»;
-Методическое письмо Министерства образования РФ
«Об интегрированном
воспитании и обучении детей с отклонениями в
развитии в дошкольных
образовательных учреждениях» от 15.01.2002 года №
03-51-5кк-33-03;
-Письмо Министерства образования РФ от 27 июня 2003
г. №28-51-513/16
«Методические рекомендации по
психолого-педагогическому сопровождению
обучающихся в учебно-воспитательном процессе в
условиях модернизации
образования»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от
31.01.2008 года № 03-133 «О внедрении различных моделей обеспечения равных
стартовых возможностей
получения общего образования для детей из разных
социальных групп и слоев
населения»;
-Письмо Министерства образования и науки РФ от
25.11.2009 г. №03-2397 «О стимулировании внедрения современных моделей
дошкольного образования»;
-Письмо Министерства образования РФ от 01.апреля
2013 г. № ИР – 170/17 «О Федеральном законе «Об образовании в Российской
Федерации»;
-Письмо Роспотребнадзора от 19.10.2012 г. №
01/11949-12-23 «О порядке
реализации отдельных надзорных полномочий в
отношении дошкольных
организаций»;
-Письмо Роспотребнадзора от 17.12.2012 г. №
01/14429-12-23 «О порядке
реализации отдельных надзорных полномочий в
отношении дошкольных
организаций».
II. Особенности функционирования
учреждений дошкольного образования в соответствии
Федеральным законом «Об образовании »
Закон предоставляет каждому
гражданину РФ максимальные условия для того, чтобы получить дошкольное и
обязательное общее образование, выбирать
качественные образовательные организации для
получения профессионального образования, профессионально совершенствоваться,
осваивать новые технологии. Закон учитывает российский опыт развития
образования, закрепляет все последние изменения, произошедшие в отечественной
системе образования, и закладывает основы для ее развития в будущем.
В соответствии с федеральным законом РФ образование
подразделяется:
- на общее;
- профессиональное;
- дополнительное;
Профессиональное обучение, обеспечивающие
возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное
образование).
При этом общее образование реализуется по
нескольким уровням (ст. 10):
- дошкольное образование;
- начальное общее образование;
- основное общее образование;
- среднее общее образование.
В законе прописаны федеральные государственные
образовательные
стандарты и федеральные государственные требования
(ст. 11).
Федеральные государственные образовательные
стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:
- единство образовательного пространства Российской
Федерации;
- преемственность основных образовательных
программ;
- вариативность содержания образовательных программ
соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных
программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных
потребностей и способностей обучающихся;
-государственные гарантии уровня и качества
образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации
основных образовательных программ и результатам их освоения.
В законе прописано содержание, особенности
разработки и утверждения образовательных программ (ст.12)
Образовательные программы дошкольного, начального
общего, основного
общего и среднего общего образования являются
преемственными.
В законе прописаны особенности организации
дошкольного образования (ст.64).
1. Дошкольное образование направлено на
формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок
учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного
возраста.
2. Образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для
детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ
дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и
итоговой аттестации обучающихся.
3. Родители (законные представители)
несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного
образования в форме семейного образования, имеют право на получение
методической, психолого-педагогической,диагностической и консультативной помощи
без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и
общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие
консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи
осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
III. Федеральный государственный образовательный
стандарт
дошкольного образования
Федеральный государственный образовательный
стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) призван нормативно
обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в
получении качественного дошкольного образования.
Методологической и теоретической основой ФГОС
ДО являются:
–положения культурно-исторической теории и
отечественной научной психолого-педагогической школы о закономерностях развития
ребенка в дошкольном возрасте – работы по аксиологии и философии образования,
теории и методологии разработки образовательных стандартов;
–научные положения, практические разработки и
методические рекомендации, содержащиеся в трудах исследователей в области
дошкольного образования;
–законодательные и нормативные правовые акты
Российской Федерации в области образования.
ФГОС ДО
утверждает основные принципы:
-поддержки разнообразия детства;
-сохранения уникальности и самоценности дошкольного
детства как важного
этапа в общем развитии человека;
-полноценного проживания ребенком всех этапов
дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
-создания благоприятной социальной ситуации
развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
особенностями и склонностями;
-содействия и сотрудничества детей и взрослых в
процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим
миром;
-приобщения детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства;
-формирования познавательных интересов и
познавательных действий ребенка через его включение в различные виды
деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации
развития детей.
Основными функциями ФГОС ДО образования являются:
- обеспечение права на качественное дошкольное
образование. Именно стандарт как нормативный правовой документ призван
обеспечить достижение каждому ребенку независимо от национальных,
территориальных, имущественных и других различий возможность достижения
необходимого и достаточного уровня развития для последующего успешного обучения
на следующем уровне системы непрерывного образования России;
- сохранение единого образовательного пространства
в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного
образования.
ФГОС ДО определяет нормативно-правовое
регулирование содержания, условий и результатов дошкольного образования в
объеме, обязательном для всех учреждений, реализующих основную
общеобразовательную программу дошкольного образования.
- гуманизация дошкольного образования,
ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка,
свободного развития его
личности в современном обществе и государстве.
- повышение качества дошкольного образования.
Стандарт задает нижнюю допустимую границу как
создание условий для осуществления образовательного процесса, так и результатов
освоения основной общеобразовательной программы. С учетом неравномерности
развития образовательных систем на уровне субъектов Российской Федерации и
отдельных муниципалитетов в массовой практике обязательность соблюдения ФГОС
позволит в целом повысить качество российского дошкольного образования.
Следовательно, одна из главных функций ФГОС -
являться ориентиром, инструментом и одновременно критерием оценки состояния и
развития системы дошкольного образования. Требования ФГОС - содержательная
основа процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных
учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного
образования.
Ориентированность стандарта на упорядочение,
нормирование системы дошкольного образования, особенно ее ресурсного компонента,
позволяет осуществлять оптимизацию условий образовательного процесса. Понятие
условий реализации основной общеобразовательной программы дошкольного
образования не тождественно понятию потребностей. Потребности направлены на
достижение желаемо-необходимого состояния системы дошкольного образования (они
не всегда могут быть удовлетворены в связи с объективной ограниченностью
большинства ресурсов), условия – на достижение нормативно-необходимого
состояния. Таким образом, условия реализации основной общеобразовательной
программы должны отражать возможности и гарантии общества и государства в
организации и предоставлении общедоступного и бесплатного дошкольного
образования.
ФГОС ДО
включает в себя требования к:
-структуре основных образовательных программ, в том
числе соотношению
обязательной части основной образовательной
программы и части, формируемой участниками образовательных отношений и их
объему;
- условиям реализации основных образовательных
программ, в том числе психолого-педагогическим, развивающей
предметно-пространственной среде, кадровым, финансовым, материально-техническим
условиям;
-результатам освоения основных образовательных
программ, представленным в виде целевых ориентиров дошкольного образования.
В соответствии с ФГОС ДО бдут разработаны
примерные образовательные программы дошкольного образования.
Примерные образовательные программы
дошкольного образования.
Примерные образовательные программы дошкольного
образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с
учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение
детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для
успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования,
на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных
видов деятельности. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ "Об образовании",
каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно
разрабатывать или выбирать из комплекса вариативных те программы, которые
наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОО. В условиях новой
образовательной политики вариативности образования, разработан ряд
отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. На сайте
Федерального института развития образования помещены
16 проектов примерных образовательных программ
дошкольного образования.
В настоящее время они проходят экспертизу.
Проводятся экспертные семинары по апробации и внедрению учебно-методического
обеспечения введения ФГОС дошкольного образования. Примерные основные
образовательные программы по результатам экспертизы помещаются в реестр
примерных образовательных программ, являющийся государственной информационной
системой. Информация, содержащаяся в реестре примерных основных образовательных
программ, является общедоступной.
Основная образовательная программа
дошкольного образования
Впервые в истории российского образования ФГОС ДО
является документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть
основная общеобразовательная программа (ООП ) дошкольного учреждения, какие
определяет цели, содержание образования и как организован образовательный
процесс. Однако, стандартизация дошкольного образования не предусматривает
предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает
их в жестких «стандартных» рамках.
ООП – это модель организации образовательного
процесса ДОУ.
ООП помогает ребенку овладеть базисным уровнем
дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень
развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе
и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.
Только после определения требований к результатам
освоения ООП дошкольного образования можно окончательно определиться со
структурой и условиями реализации указанной программы. Необходимо определять
требования к результатам освоения ООП в соответствии со спецификой дошкольного
возраста, рассматривать использование компетентностного подхода к образованию
детей дошкольного возраста с позиций культурно-исторического подхода к проблеме
развития ребенка.
Основная образовательная
программа дошкольного образования должна проектироваться как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации
развития детей и быть направлена на коммуникативно-личностное,
познавательно-речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.
ООП – нормативно-управленческий документ
образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и
особенности организации воспитательно-образовательного процесса.В соответствии с
ФГОС ДО, ООП должна включать в себя три основных раздела (целевой,
содержательный и организационный), в каждом из которых отражается обязательная
часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. Дополнительным
разделом ООП является её краткая презентация (содержание данного раздела должно
быть рассчитано на родителей воспитанников).
Следует отметить, что в программе требуется
отразить содержание обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений, но нет требования делить каждый раздел на две части в
буквальном смысле.
Возвращаясь к структуре Программы, в соответствии с
ФГОС ДО схематично её представим так:
В независимости от наличия или отсутствия
приоритетной деятельности (т.е. реализации одной или нескольких образовательных
программ дошкольного образования с осуществлением с приоритетной деятельности по
какому-либо направлению в развитии дошкольников) вторая часть Программы должна
быть представлена в обязательном порядке. Наличие данной части обусловлено в
первую очередь требованием Федерального Закона «Об образовании», а ФГОС ДО
учитывает данное требование.
Стандарт дошкольного образования не предусматривает
проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ.
Требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров по освоению
материала.
«Качество образования - комплексная характеристика
образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их
соответствия федеральным государственным образовательным стандартам,
образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или)
потребностям физического или юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения
планируемых результатов образовательной программы» (ст. 2).
Организация воспитательно-образовательного процесса
В дошкольном образовании сегодн происходят большие
перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес
к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования
дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к
устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях, с
01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон РФ«Об образовании ». Главная
цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование
дошкольников. В настоящее время ДОО могут осуществлять выбор приоритетных
направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы,
ориентированных на интересы дошкольников, педагогического коллектива и
родителей.
В настоящее время в Республике Крым сложилась
многофункциональная сеть дошкольных учреждений. Она представлена разными
учреждениями с наличием в их структуре современных форм дошкольного образования.
Значительные изменения в организации воспитательно-образовательного процесса в
детских садах заметны уже в настоящее время.
Актуальная задача современного дошкольного
образования - сохранить приоритеты развития дошкольного возраста. Целью
дошкольного образования в контексте современных документов является обеспечение
условий и образовательных ресурсов для формирования базовой культуры детей,
гармоничного сочетания позитивной социализации и личностного роста, полноценной
реализации потенциала развития, сохранение физического и психического здоровья.
Перенос акцента на социализацию изменяет представление о результате дошкольного
образования. Этим результатом должно стать присвоение ребенком базовой культуры
мира, которая выражается как в духовных, так и в материальных ценностях,
окружающих ребенка и кристаллизующих его познавательные и личностные
способности. Это умение читать и писать, различать цвета и формы, мыслить,
видеть и чувствовать прекрасное, сопереживать чувствам другого человека, строить
концепцию мира и человека в мире. Необходимо предостеречь против упрощенного
понимания социализации. Нередко ее сводят к освоению ребенком социальных ролей,
норм и правил. В результате может создаться ложное впечатление о том, что
стандарт, провозглашающий позитивную социализацию ключевой целью дошкольного
образования, берет курс на формирование послушного, удобного ребенка,
действующего строго по правилам и потому вполне предсказуемого, легко
управляемого и соответствующего ожиданиям требовательных учителей, родителей,
воспитателей. В первую очередь социализация предполагает освоение ребенком
культурного наследия человечества.
Правильно построенный режим дня и рационально
сбалансированный педагогический процесс создают предпосылки для формирования
жизненно значимых систем детского организма, способствуют развитию у ребенка
устойчивого жизненного ритма, познавательной, эмоциональной, нравственной сфер
ребенка.
В нынешних условиях существенно повышается роль
планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели
воспитательно-образовательного процесса в ДОО служат путеводителем для
педагогов, помогают решать задачи качественного дошкольного образования.
Вместе с тем необходимо отметить несколько
негативных моментов, которые имели место в деятельности дошкольных учреждениях :
нарушения соотношения разных видов детской деятельности в режиме дня:
- необоснованно увеличивается умственная нагрузка
(вводятся новые виды занятий);
- уменьшается доля двигательной и игровой
деятельностей;
- доминирует интенсивность обучения;
- образовательный процесс все еще подчинен
предметно-урочной системе.
Воспитательно-образовательный процесс предполагает
разнообразие форм организации обучения и возвращение первоначального значения
слову «ЗАНЯТИЕ» - заниматься с ребенком чем-то интересным и полезным для его
развития, но не в форме школьного урока. Оптимальный режим должен иметь много
вариантов, особенно при организации времени пребывания ребенка на свежем воздухе
при неблагоприятных погодных условиях .
С целью обеспечения качественного подхода к
реализации воспитательно-образовательного процесса в дошкольном образовательном
учреждении необходимо:
- разработать с учетом вида ДОО и сезона , гибкий
режим работы каждой возрастной группы (постоянной величиной в таком режиме
будет время, отведенное по возрасту на прием пищи, прогулку и сон);
- составить расписание
непосредственно-образовательной деятельности на 1- ую и 2- ую половину дня, не
включая в учебную нагрузку мероприятия профилактико-оздоровительного, лечебного,
дополнительного циклов ( их следует планировать во 2-ю половину дня).
- ввести в работу дошкольных образовательных
организаций всех видов комплексно-тематическое и интегрированное планирование
непосредственно-образовательной деятельности, предусмотреть проведение занятий
как в помещении, так и на прогулке (физкультурные, по ознакомлению с окружающим,
экологической культуры, некоторые виды по изобразительной деятельности) в
соответствии с сезоном и наличием условий;
- длительность непосредственно образовательной
деятельности должна соответствовать возрасту детей, требованиям «Санитарно
эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима
работы дошкольных образовательных организаций»
;
-шире использовать подгрупповую и индивидуальную
формы организации развивающей деятельности с учетом особенностей развития,
наличия опыта каждого ребенка;
-перечень видов детской деятельности в расписании
привести в соответствие с требованиями образовательной программы, по которой
работает ДОУ;
- в процессе планирования и организации
воспитательно-образовательного процесса использовать региональный материал ;